baiyt: (beth)
[personal profile] baiyt
Посты о Грузии множатся, лень снова давать ссылки на каждый прошлый выпуск. Все сразу можно увидеть по этой ссылке. Как всегда, некоторые пейзажные снимки претендуют на художественность, их можно сохранить в разрешении 1280 по горизонтали.

Наконец-то мы добрались до главной цели путешествия - прекрасной Рачи. Поэтому настоятельно советую заглянуть под кат, хоть это лишь начало серии рачинских заметок.
Что такое Рача для меня? Лучшее место, где когда-либо доводилось бывать. Самое красивое, мирное и родное место в Грузии. Полное ощущение внезапно обретённой родины, будто я успел прожить здесь не одну жизнь.

Что такое Рача для грузин? Любимое место отдыха, своя маленькая Швейцария с мирными горами, альпийскими лугами, реками и озёрами, множеством минеральных источников. Родина знаменитых вин "Хванчкара" и "Твиши", заводного танца рашовда и рачинцев - вечных странников, медлительность которых стала поводом для бесчисленных анекдотов. В советское время даже сняли кинокомедию о рачинцах - "Самые быстрые в мире". Рачинцы странствуют по свету издавна и не от хорошей жизни: в Раче мало земли, и "лишним людям" приходилось уезжать на заработки в чужие края. Рачинцы - лучшие в Грузии повара, пекари, строители... И сейчас жизнь здесь трудная: работы мало, зимой снег засыпает перевал Накерала - главную дорогу из Рачи вниз, в Имеретию. Местное население сосредоточено в основном в городках Амбролаури и Они, большинство рачинцев давно переехали в Кутаиси и Тбилиси, а кто и подальше. Иванишвили даже выдвинул во время своей предвыборной кампании лозунг "Рачинцы должны вернуться в Рачу". Но для этого надо развивать инфраструктуру, туризм, сельское хозяйство...

Вот, кстати, упомянутая советская кинокомедия о рачинцах (хорошее настроение после просмотра гарантировано):

Рача - памятное место для грузинских евреев. В городке Они сохранилась очень красивая синагога XIX века. Здесь была большая еврейская община. Конечно, почти все давно уехали в Израиль.

Вернёмся к географии, чтобы было понятно, куда мы отправились из Боржомского ущелья утром 4 сентября. Рача - это долина реки Риони, текущей между Лечхумским хребтом с северной стороны и Рачинским хребтом с южной.
Карта нашей дороги из Тимотесубани в Рачу

По дороге к Рикотскому перевалу мы проехали через посёлок Сурами. Тоже, кстати, одно из "еврейских мест" в Грузии. Многие отсюда уезжали, отдавая дома в подарок (настолько низкие были цены на недвижимость). Село старинное, с крепостью, очень старыми церквями и синагогой. Крепость видна отовсюду, а обе церкви прямо у трассы, так что вот фотографии:

Сурамская крепость

Церковь св. Георгия в Сурами
Это бывший армянский храм, сейчас принадлежит ГПЦ.

Очень древняя церковь Богоматери в Сурами

Назуки (сладкий хлеб)
Местное лакомство - назуки, сладкая булка с пряностями и изюмом. Ими торгуют прямо у трассы, держа в руках и размахивая.

Минут через 20 показался большой ресторан. Говорят, очень хороший. Если Саакашвили здесь проезжает, обычно заходит перекусить. Мы спешили, поэтому зашли только взглянуть на медведя.
Ресторан по дороге в западную Грузию
Рачинский медведь Миша, пленённый в имеретинском ресторане
Говорят, медведя привезли из Рачи. Посадили в клетку, чтобы работал рекламой ресторана, и назвали в честь действующего президента. Зверя неплохо кормят хозяева, да и туристы норовят угостить, но всё равно жалко. Клетка тесновата, всё время на виду, всё время бежит вода. Я бы свихнулся, особенно после рачинских лесов.

Рикотский перевал проехали не поверху, а через тоннель, чтобы сэкономить время. По дороге ничего особенно примечательного, кроме лотков с гончарными изделиями и всякого общепита. За перевалом начинается западная Грузия, она гораздо зеленее и плодороднее центральной. Скоро показался вдали Рачинский хребет:

Вид на горы Рача из Имеретии

Начинаем подниматься к Ткибульскому водохранилищу. Оборачиваюсь:
Прощальный взгляд на Имеретию. Поднимаемся на перевал Накерала

Доехали до шахтёрского города Ткибули. Он показался довольно убогим и запущенным: однообразные сталинки, такие же обшарпанные, как и по всей стране. Зона комфорта в Грузии обычно не простирается за пределы квартиры... Центр города ухожен, украшен пальмами и прудом, в котором плавают лебеди.

Ухоженный центр города Ткибули
Лебеди в пруду на центральной площади Ткибули

Наверху виден перевал Накерала, туда и лежит наш путь.
Боярышник на перевале Накерала

Дорогу через перевал сделали хорошую, но она очень извилистая.
Дорога в Рачу через перевал Накерала

Всё, перевал одолели! Отсюда открывается головокружительный вид на Ткибули и водохранилище:
Вид на город Ткибули и Ткибульское водохранилище с перевала Накерала
Вид на Ткибули и Ткибульское водохранилище с перевала Накерала (увеличение)

Скоро мы увидели озеро Шаори. Вот мы и в Раче! Ура!
Озеро Шаори. Здесь начинается Рача...

Прямо перед мостом есть придорожный ресторанчик, где не переводится вкусная рыба:
Вот такие толстолобики водятся в озере Шаори!
Рыба из озера Шаори
Из динамиков доносилась споко-ойная мелодичная музыка. Как и весь окружающий пейзаж, она навевала мир в наши души. За столом сидели рассла-абленные рачинцы, круглолицые и большеглазые. Они радостно заулыбались и ме-едленно, с паузами сказали:
- А... Из России... Туристы... А мы тут... с утра сидим пьём... Иди-те к на-ам!
Гостеприимные рачинцы
Нас с женой вкусно накормили, по очереди крепко обняли, назвали братом и сестрой, пригласили остаться в Раче насовсем. Даже обещали в случае переезда подарить дом. :) Управляющий рестораном Теймур поставил на стол графин белого домашнего вина - природного полусладкого, как почти все рачинские вина (кахетинцы говорят, что они похожи на компот). В горах холода наступают раньше, и бактерии не успевают съесть весь сахар в виноградном соке. Я решил блеснуть познаниями и сказал, что вино напоминает "Твиши" - наверно, делается из того же винограда. При слове "Твиши" лица рачинцев просветлели.
- То, что ты сейчас сказа-ал... Это... Как... Как наше сердце...
От избытка чувств все ещё раз по очереди обняли меня и ещё раз призвали переезжать в Рачу насовсем:
- Самое красивое место в Грузии! Лучше не найдёте!
- А какое самое красивое место в Раче?
- Вот это!
Пожалуй, они правы...
На озере Шаори

Горные хребты Лечхуми и Шода-Кедела вдали за озером Шаори
С золотистым вином Теймура в наши сердца влились радость и истинно рачинская расслабленность, которая не покидала нас все два дня, проведённые в сказочной долине Риони. Я много читал о Раче перед поездкой и знал, что живётся здесь непросто. И всё-таки по дороге к Никорцминде мне казалось, будто я наяву въезжаю в рай... Наверно, с похожим чувством усталые герои книг Толкина спускались в долину Ривенделл. В Раче я вообще часто вспоминал Профессора. Здешние горы, леса, родники и реки, резьба и буквы на стенах древних храмов - всё словно сошло со страниц его книг...